>
Логопед-дефектолог
Дорогие родители! У Вас растет малыш. Самый замечательный малыш на свете. Но иногда, сравнивая его с другими детьми, Вы замечаете, что говорит он как-то не так. Об этом же Вам мимоходом сказала подруга, а бабушка вспомнила, что Вы в этом возрасте уже говорили вполне разборчиво. Стоит ли волноваться? Когда пора выговаривать все звуки? А коварный звук «р»?

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
2-3 мес. На смену крику приходит гуление.  Гуление - произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Так же,  малыш учится управлять интонацией.
6-8 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
9-11 мес.   Малыш подражает звукам речи взрослых.
11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение.
3-4 года. Запас слов до 800 - 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол - по родам и временам, числам и лицам. Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков;
4-5 лет. Развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.п.
5 лет. Дети умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Почти все недостатки произношения исчезают. Запас слов около 2500.
6 лет. В собственной речи используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из десятков  предложений, с развитием сюжета.

Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует консультации специалиста. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета. Кроме того, у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы:
- низкое развитие мелкой моторики рук
- сопутствующие (лишние) движения при разговоре
- неразвитость чувства ритма
- сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия
- более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без недостатков речевого развития

Все это требует тщательного подбора методов коррекционной работы, которые может подсказать только логопед - специалист по работе с нарушениями речи.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Часто им необходима помощь не только логопеда, но и  психолога. В таких случаях логопед работает над внешней, звуковой, стороной, общим развитием речи, а педагог-психолог помогает справиться со внутренними трудностями.
Назад